Разговор по душам: как понять, что ребенку нужен психолог

Дата публикации:   Просмотров: 221

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК

«О чем бы я ни спросила свою дочь, любой разговор она сводит к еде! Кажется, что обед и полдник в ее частной английской гимназии — главные события школьной жизни». «Старший брат ненавидит младшего. Мне страшно, что в свои неполные три и семь они поубивают друг друга!». «Моя дочь влюбилась. Разве для четырехлетней девочки это нормально?» И это лишь сотая доля запросов, которые ежедневно обрушиваются на детских психологов. Но так ли страшны чертенята, как их малюют, и можно ли назвать опасения современных родителей глупыми, надуманными или напрасными?

Если верить официальной статистике, как минимум каждому десятому ребенку в России для правильного развития и формирования высшей нервной деятельности требуется регулярная помощь специалиста. При этом речь идет не о серьезных отклонениях. «В регулярных встречах с психологом нет ничего страшного. В большинстве случаев мы не говорим о специально проводимых обследованиях, коррекционных или терапевтических занятиях. Такие встречи, например, необходимы ребятам чувствительным, склонным к рефлексии, испытывающим чувство тревоги», — спешит успокоить взволнованных мам и пап Анастасия Михеева, кандидат психологических наук, доцент, руководитель психологической службы Международной гимназии «Сколково». И в доказательство приводит основные показания к посещению специалиста:

  • «Не знаю что, но с ребенком что-то не так»;
  • кризисы (3 года, 7 лет, подростковый период);
  • школьная неуспеваемость;
  • троллинг;
  • высокая агрессивность, конфликтность, грубость;
  • протестные реакции;
  • частая смена настроения;
  • различного рода страхи;
  • низкая самооценка, застенчивость и др.

«Наиболее частый посыл, с которым приходят родители, — беспокойство, соответствует ли развитие возрасту ребенка. «Звоночком» могут служить и необоснованные смены настроения, излишняя замкнутость или агрессивные реакции, отказ ходить в школу, частая заболеваемость (психосоматический путь развития), — перечисляет психолог Михеева. — Практикуется обследование детей, например, на готовность идти в школу. А еще это могут быть и профилактические тренинги по тем или иным ключевым этапам взросления. Часто родители обращаются к психологу просто потому, что, как им кажется, ребенок отличается от всех остальных и это их тревожит».

«Моя девятимесячная дочь — слишком ручная, — жалуется утомленная подруга с младенцем в «кенгурушке». — Я не могу оставить ее ни на секунду — и это не преувеличение. Стоит мне только выйти из комнаты после того, как она заснула, Лиза тут же чувствует подвох и моментально открывает глаза». И далее звучит коронная фраза: «Хочу показать ее психологу».

«Действительно, детей младенческого возраста родители могут по ряду причин показать психологу. Например, в случае сложного течения такого феномена, как привязанность, — комментирует Анастасия Михеева. — Но активно работать с малышами специалисты начинают примерно лет с трех».

ПОИГРАТЬ ОТ ДУШИ

«То, как будут выстраиваться взаимоотношения в паре «врач—ребенок», во многом зависит от проблемы и возраста пациента. Психолог обладает различными формами, техниками, методами работы, которые подбираются очень индивидуально, — объясняет Анастасия. — Бывает так, что за время встречи психолог может менять тактику взаимодействия с ребенком. Например, если малыш неохотно говорит о тех трудностях, которые он испытывает, врач может предложить нарисовать, как это выглядит, и описать историю».

Исследователи отмечают: игра для детей — не праздное времяпрепровождение, а способ самовыражения и обучения. Неслучайно в детской психотерапии игра как способ лечения возникла одной из первых, еще в начале XX века, когда сложный метод психоанализа нужно было адаптировать под восприятие ребенка. Для многих детей, обделенных по тем или иным причинам вниманием родителей, возможность играть со взрослым уже успех. А для специалиста — это отличный диагностический инструмент, который лучше любых тестов расскажет о состоянии ребенка, уровне его развития, переживаниях и тревогах. Важный момент: игра — безопасная модель мира, с ее помощью можно заглянуть в лицо своим страхам.

Другой популярный метод — арт-терапия, или «скажи мне, что ты рисуешь — лепишь — творишь, и я скажу, кто ты». Или, скажем, «песочная тактика» — это не игра в куличики в классическом понимании: ребенок строит в специальной песочнице картины, а психолог, наблюдая за этим, проводит параллели.

Помогают юным клиентам и с помощью сказок, например, предлагают вместе с врачом подумать над волшебной историей, обсудить ее и разыграть. Новые повороты сюжета могут стать новыми поворотами в реальной жизни малыша.

ПОД ПРИСМОТРОМ

Стоит ли родителям присутствовать на лечебных сеансах детей, ведь сами знаете по себе — открыть душу при близком человеке бывает гораздо сложнее? Анастасия Михеева парирует: «Все очень индивидуально. Конечно, в большинстве случаев на встречу с психологом вместе с малышами приходят родители — так ребенок чувствует себя более защищенным. Кроме того, врач может понаблюдать за взаимодействием семьи, и для него это будет очень важная информация понимания проблемы и ситуации в целом. А вот подростки, наоборот, не пойдут на контакт в присутствии мамы или папы. Кстати, любой гражданин России имеет право с 15 лет самостоятельно обратиться к психологу».

Каждому родителю, который приводит на прием сына или дочь, нужно прежде всего осознать несколько важных аспектов. Во-первых, у современных детей все процессы переключаются быстрее. Они легче «подстраиваются» к ситуации и приспосабливаются к ней. Кроме того, их ценностный ряд выглядит иначе — новое поколение, без преувеличения, более рационализированно. Поэтому не спешите паниковать, если ребенок отвергает семейные традиции или поступает не так, как бы вам того хотелось, — у него и правда иные приоритеты. Во-вторых, за «монстрами» и «драконами» малыша часто скрываются проблемы и страхи самих родителей. «Выходит так, что проблема либо вообще не в ребенке, либо родители поведенчески влияют на ее формирование», — отмечает психолог Международной гимназии «Сколково». Будьте готовы к тому, что сын или дочь послужат для вас лакмусовой бумажкой и, переступив порог кабинета психолога, вы встретитесь лицом к лицу со своими страхами. Поэтому, заботясь об эмоциональном комфорте своего ребенка, помните о том, что начинать перемены необходимо с себя.

5 ПРАВИЛ, КАК ВЫБРАТЬ ­ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

1.Сарафанное радио никто не отменял. Хорошего психолога всегда передают из рук в руки.

2.Компетентную ­информацию можно получить на сайтах различных психологических ­центров.

3.Обращайте внимание на квалификацию специалиста и его профильное образование.

4.Желательно, чтобы опыт ­работы именно с детьми у психолога был не менее 3–5 лет, а в идеале — больше десяти.

5.Прислушайтесь к ­внутреннему голосу: интуиция («мой-не мой») в отношении психолога обычно работает безотказно.

ОТДЕЛЕНИЕ «ПРИЕМ ГРАЖДАН


Новости

ВНИМАНИЕ! Наш сайт  теперь находится по новому адресу ВНИМАНИЕ! Наш сайт теперь находится по новому адресу
Feb 13, 2018
Весело, весело, встретили Новый год ! Весело, весело, встретили Новый год !
Jan 18, 2018

Полезные ссылки

Государственная программа «Доступная среда»
Портал о ВИЧ-инфекции для подростков и родителей
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА БЕЗОПАСНОГО ДЕТСКОГО ИНТЕРНЕТА «ГОГУЛЬ»
Свердловский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями
Тренажёр решения заданий по математике и русскому языку.
Официальный интернет-портал правовой информации